ОСВОЕ́НИЕ СЕ́ВЕРА РУ́ССКИМИ - путешествия русских на С. известны с древнейших времен. Со 2-й пол 11 в. по 1-ю пол. 12 в. новгородцы колонизовали часть беломорского побережья, ими была занята "Земля Вятская", с 13 в. номинально новгородской считалась Югра (предположительно это были земли до Оби). В 12-13 вв. новгородцами были открыты все кр. реки Европ. С. В 14 в. они проложили через Сухону, Печору, Сев. Урал путь в басс. Оби. Первый поход на ниж. Обь (до Обской губы), о к-ром упоминается в летописи, был в 1364-65. 14 в. донес достоверные свидетельства о плавании в Сев. Ледовитый ок., о достижении Кольского п-ова, о продвижении в Зауралье. К 14 в. в Новгороде и в Моск. гос-ве знали не только "Малую Пермь" (земля в басс. Вычегды), но и "Пермь Великую" (территории по верх. Каме и Чусовой). Епифаний Премудрый в жизнеописании Стефана Пермского подробно описал страну, лежащую на С.-В., и вод. путь, ведущий из Вел. Устюга вверх по теч. Вычегды в "самую Пермь".
В 15 в. начался процесс создания единого рус. гос-ва. В 1472 отрядом моск. воеводы Федора Пестрого были присоединены значит. обл. Перми Вел. (между оз. Чусовским и р. Чусовой, между верховьями Камы и предгорьями Урала). В 1478 присоединена Двинская земля, в 1489 - Вятская.
Документально подтверждено, что со 2-й пол. 15 в. поморы систематически плавали по Ледовитому ок. к Матке (Н. Земле), Груманту (Шпицбергену). Они побывали на Медведе (о-в Медвежий), совершали плавания вдоль Кольского п-ова. К кон. 15 в. русские обследовали юго-зап. побережье Карского м., Обскую и Тазовскую губу. Т. к. об этих р-нах русским было известно больше европейцев, то на европ. картах эти места носят рус. названия.
Примерно в это же время возникает интерес к Сев. мор. пути. В кон. 16 в. была основана Мангазея и начались массовые систематич. плавания из Архангельска к р. Таз двумя путями - вокруг Ямала и через п-ов по рекам и волокам, к-рые продолжались и в 17 в. В 17 в. русские продвигались восточнее по побережью Ледовитого ок. В 1610 К. Курочкин описал Енисей и примыкающие к нему р-ны. В 1636-41 П. Иванов совершил сухопутный поход с казаками на Алданские горы, Верхоянский хр., Яну, Индигирку. Совершаются отд. плавания вдоль побережья к В. от Енисея. В 1633-38 И. Перфильев и Иван Ребров плавали по р. Лене, достигли рр. Оленёк и Индигирка. В 1641-44 М. Стадухин и С. Дежнёв достигли Алдана, Оймякона, рр. Индигирка, Колыма. В 1648 состоялось вошедшее в историю плавание Ф. Алексеева (Попова) и С. Дежнёва, достигших устья р. Анадырь и Олюторского п-ова, что означало - они первыми из европейцев прошли прол., отделяющим Азию от Америки. К сер. 17 в. русские отд. участками прошли все побережье Сев. Ледовитого ок. и достигли Камчатки (первое посещение не установлено, а из наиб. известных - Ф. Поповым, И. Меркурьевым, Л. Морозко, В. Атласовым). В 17 в. посещались Медвежьи о-ва (Я. Вятко в 1655 пристал к о-ву Крестовому), Новосибирские о-ва (в 1691-92 М. Мухоплев достиг о-ва Столбового). Продолжались плавания к Н. Земле и уточнение ее местоположения.
В 18 в. интерес к С. и Сев. мор. пути не угасал, и были снаряжены спец. гос. экспедиции (Камчатские, Академические). Анализируя результаты Камчат. эксп., М. Ломоносов выявил ряд природных закономерностей в Сев. Ледовитом ок., составил новую карту его берегов и доказал возможность транзитных плаваний через океан. Его работа "Краткое описание различных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию" способствовала развитию интереса к этому р-ну. Ломоносов предполагал, что с открытием сев.-вост. прохода Россия превратится в вел. мор. державу. Иссл. 18 в. имели науч. основу, делались съемки, на карту заносились новые места. Плавания поморов не внесли ничего нового, за исключением плавания С. Лошкина в 1760 вокруг Н. Земли, доказавшего ее островной характер.
Продолжали посещать Медвежьи о-ва (Ф. Татаринов. Е. Коновалов, А. Андреев в 1763-64; И. Леонтьев, И. Лысов, А. Пушкарев в 1769-71), Новосибирские о-ва (И. Ляхов в 1773 открыл о-в Котельный и т. д.).
В 1764-66 состоялась правит. эксп. под рук. В. Чичагова, М. Немтишева на о-в Шпицберген - первое посещение о-ва с науч. целями. В 1767 Я. Чиракин совершил плавание через Маточкин Шар и составил его описание. В 1768-69 Ф. Розмыслов, Я. Чиракин, М. Губин совершили первую эксп. на Н. Землю. Не исчезал интерес и к Сев. мор. пути. В 19 в. неоднократно посещались Новосибирские о-ва (опись о-ва Столбового Я. Санниковым в 1800, о-ва Фаддеевского в 1805, о-ва Н. Сибирь в 1806), открыт о-в Бельковский в 1808 Бельковым, эксп. М. Геденштрома, Я. Санникова, Кожевина в 1809-12 обнаружили на о-вах ископаемый лед (обнаружение о-вов Васильевского и Семеновского М. Ляховым в 1815). Большой вклад в изучение Новосибирских о-вов внесла эксп. П. Анжу и П. Ильина (1821-23). Полярные эксп. Ф. Врангеля, Ф. Матюшкина, П. Козьмина (сделана опись Сев. побережья Азии от устья р. Индигирки до Колючинской губы Чукотского п-ова, науч.-теоретич. предсказание существования о-ва Врангеля), Ф. Литке (иссл. и опись берега от Карских Ворот до мыса Нассау, составление карты зап. части о-ва Н. Земля), путешествия к Н. Земле и ее иссл. (П. Пахтусова и А. Цивольки, когда был открыт о-в Пахтусова, составлены подробные описания прол. Маточкин Шар и др. проливов, опись части ее берегов), комплексные иссл. Н. Земли (геоморфол., флористич., изучение фауны) К. Бэром в 1837. Эксп. А. Миддендорфа (1842-45) на Таймыр способствовала расширению знаний о природе морей Сев. Ледовитого ок. Особое внимание уделялось гидрографич., метеорол., океанографич., ледовым, магн., гравиметрич., геол., зоол., этногр. наблюдениям. Со 2-й пол. 19 в. начинается практическое использование Сев. мор. пути.
В 1877 шхуна "Утренняя заря" прошла от Енисея в Петербург, доказав, что этот участок освоен русскими. Организаторами этого плавания были рус. промышленники А. М. Сибиряков и М. К. Сидоров. По их же инициативе и на их средства было организовано плавание А. Норденшельда в 1878-79 на шхуне "Вега". За две навигации небольшая паровая шхуна успешно совершила транзитное плавание по всему сев.-вос. проходу. Но, несмотря на благоприятный исход плавания, этот путь считался нерентабельным. Для этого были две серьезные причины: во-первых, недостаточная гидрографич. изученность р-на, во-вторых, отсутствие мощных ледоколов и трансп. судов ледового плавания. Первый пробел был восполнен Гидрогр. эксп. 1894-97, а также отд. плаваниями, второй - постройкой первого в мире ледокола "Ермак" в 1899 (по инициативе адм. С. О. Макарова). Первое плавание "Ермака" было не очень удачным (получил повреждения корпуса). Мн. плавания нач. 20 в. были трагич.: эскп. Э. В. Толля к Таймыру (1899-1902), плавание Г. Я. Седова на "Св. Фоке" (1912-13), Г. Л. Брусилова на "Св. Анне" (1912), В. А. Русанова на "Геркулесе" (1912). Осенью 1913 эксп. Б. Вилькицкого на спец. судах ледового класса "Таймыр" и "Вайгач" совершила крупнейшее терр. открытие 20 в. - была открыта Сев. Земля. Кроме этого, эксп. в 1913-15 были открыты о-ва Жохова и Вилькицкого, впервые пройден Сев. мор. путь с В. на З.
Последующее изучение Арктики проходило в сов. время. Иссл. в основном связаны с потребностями обслуживания Сев. мор. пути. С 1932 страна присоединяется к иссл., ведущимся по программе Второго междунар. геофиз. года.
В 30-е гг. были открыты о-ва Визе, Воронина, Шмидта, Кирова, Октябрьской Рев-ции, Пионер, Комсомолец, Большевик, арх. Седова, о-ва Арктич. ин-та, Известий ЦИК, Ушакова. В 1932 эксп. на пароходе "Сибиряков" под рук. О. Ю. Шмидта прошла Сев. мор. путем с З. на В. за одну навигацию. В 1933-34 эксп. О. Ю. Шмидта на пароходе "Челюскин" должна была пройти за одну навигацию из Мурманска во Владивосток, но судно было затерто льдами в Чукотском м. Выдающимся событием было создание 21 мая 1937 первой в мире дрейфующей станции "Северный полюс-1" высаженной в р-не Сев. полюса летной высокоширотной эксп. под рук. О. Ю. Шмидта. С 1990 работает 31-я станция "Северный полюс". Работа станций имеет большое практич. значение для судоходства по Сев. мор. пути.
В послевоен. годы в Арктике были совершены кр. открытия, в основном связанные с изучением дна Сев. Ледовитого ок.: подводный хр. Ломоносова, хр. Менделеева, Гаккеля; котловины Нансена, Амундсена, Макарова, Подводников, "С. П." (Сев. полюс), Канадская.
Иссл., продолжающиеся и сейчас, проводимые в высокоширотных эксп. и на дрейфующих станциях "Сев. полюс", явились основой для создания системы научно-оперативного гидрометеорол. обеспечения вначале только мореплавания по Сев. мор. пути, а затем и др. нар.-хоз. нужд в Арктике.
Самолет «Арктика» перед полетом к ледовым широтам. 1937